Хождение по Слобожанщине: Сумщина 2018. Поход 1 к.с.

Это была единичка, которую никак не могла защитить. Хотелось сделать отчет, но при описании маршрута часто не на что было опереться. Не было ориентиров, а описывать путь по карте, так это и так будет ясно без отчета, получилось бы просто расширенное описание нитки маршрута. Поэтому просто представляю фото маршрута, чтобы туристы имели представления о природе и ландшафтах маршрута.

Более-менее современные карты были просто чуть подправленными картами ГШ и то не везде. Они не отражали новых лесных и полевых дорог и троп. Мы прошли, если по прямой, то около 100 км, с учетом же наших блужданий и разведок, то около 110-115. График движения составлять и вовсе было бессмысленно.

Так называемые карты Гугла отражают, прежде всего, распределение растительности, и лесные дороги тонут под сенью деревьев. Все же стоит их учитывать, чтобы понимать, какие природные условия ожидают.

Наш маршрут состоял из двух частей: север Сумщины и территории вдоль р. Псёл. На севере мы посетили: с. Стецьковка – пруды – с. Иволжино – Иволжанское озеро (большинство озер – пруды и это тоже) – Кияница – дендропарк Кияница – усадьба Лещинских – Никольское – Могрица – Битцевский ландшафтный заказник – Великая Чернетчина – возвращение в Сумы. Из Сум выехали в пос. Низы и там прошлись по маршруту: пос. Низы – Шпилевка – шпилевская Швейцария (рад.вых.) – Ворожба – Межирич – Шелиховское озеро – Михайловка – Курган – Лебедин. Оттуда автобусом доехали до Тростянца (ж.д. ст. Смородино) и оттуда проходящим поездом в Харьков.

Маршрут может быть использован велотуристами как часть веломаршрута. Рекомендую пешеходные маршруты разбивать на части с переездами, чтобы не ходить по неспортивным и неинтересным местам вдоль автотрасс.

В походе мы носили постоянно по 2 л воды каждый. Это обеспечивало нам свободу от поиска источников и ночевок вблизи населенных пунктов.

Нас было четверо – членов клуба любителей бега Родник. Несмотря на далеко не юный возраст, нам жара была нипочем. Задержки на маршруте были из-за несоответствия карты виденному.

Итак, представляем фото похода 1-й к. с. по Сумской обл., совершённого с 21 по 31 августа 2018 г.

Собственно, фотоотчет

1. Остановка автобуса в Стецьковке. Улица от этого магазина перпендикулярна двум крупным прудам.

2. Дорога вдоль ближнего пруда в Стецьковке влево от улицы с магазином.

3. Ближний к селу пруд на расстоянии около 2 км от улицы.

4. Второй, дальний от с. Стецьковка пруд. На заднем плане коттеджи хутора Радьковка

5. Дорога вдоль дальнего пруда на расстоянии 3,5 км от Стецьковки. Начиналась как обычная лесная грунтовка

6. Дорога вдоль дальнего пруда на расстоянии около 4 км от начала пути и 2 км от начала дороги вдоль прудов. Уже на этом расстоянии она превратилась в тропу, а потом начались завалы. На картах ГШ это приличная лесная дорога.

7. Решила подняться вверх и идти по азимуту на северо-восток и север-северо-восток от пруда. Ручей, вдоль которого начали подъем в сторону Иволжанского. Дальше шли по бестропью через лес, но не столь заросший, чтобы пробираться.

8. Вышли на участки луга, заросшего золотарником канадским. Потом лесничие нам сказали, что специально с ним не борются, потому, что там идет рекреация дубового леса, и дубу лучше набирать силу под покровом травы и кустарников.

9. Луга на расстоянии 2 км от Иволжанского.

10. Дорога в лесу перед пос. Иволжанский. Леса здесь немного отличны от харьковских. Деревья какие-то «долговязые» и травы немного не те.

11. На берегу оз. Иволжанского. На самом деле, здесь два больших пруда. Мы вышли на тот, который расположен ближе к Киянице. На дальнем берегу с. Иволжанское.

12. Ворота на дороге, ведущей к пос. Кияница. От пруда нам пришлось сделать по лесу крюк, чтобы обойти заболоченные местности и вышли на грунтовку, ведущую к с. Кияница. На дальнем плане труба разобранного на кирпичи сахарного завода, оказавшегося нерентабельным.

13. И оттуда вышли на шоссе вдоль пруда в с. Кияница, вдоль которого расположен дендропарк и усадьба Лещинских.

14. Дендропарк – это громко сказано, хотя кое-какие растения там посажены. Он и усадьба Лещинских реставрируются.

15. Слева от усадьбы Лещинских расположен пруд с песчаным дном.

16. Дорога от пос. Кияница до пос. Никольское. Начало в с. Кияница

17. Дорога от пос. Кияница до пос. Никольское в двух-трех часах ходу от с. Кияница. Мы ожидали обычную лесную зарастающую грунтовку, а оказалось, что она укреплена щебнем от кирпича сахарного завода.

18. Пруд для водоплавающей птицы на северной окраине с. Никольское. Купаться в таком категорически нельзя при том количестве птицы, которое в нем плавает. Сальмонеллез гарантирован.

19. Слева от дороги Никольское-Могрица рос сосняк. Мы не «чайники» и разжечь безопасный костер среди леса сумели. В Сумской области нередко сталкивались с участками рекреации. Леса там берегут и восстанавливают.

20. Дорога вывела нас на трассу, ведущую к с. Могрица с дороги от с.Кияница

21. Подход к с. Могрица с запада. Для того, чтобы выйти на меловые обрывы, нужно дойти до магистральной улицы села, пройти 1-1,5 км и повернуть в их направлении, как только они покажутся на горизонте.

22. Вид на меловые обрывы из с. Могрица. На самом деле пласты мела простираются дальше вдоль Псела, но здесь крупный выход мела на поверхность.

23. Перед обрывами расположена арт-площадка для мероприятий бардовской и народной песни. Художники оформили её в современном стиле. Скульптура рядом с арт-площадкой возле меловых обрывов.

24. Вид с меловых обрывов на арт-площадку и с. Могрица.

25. Меловые обрывы. Вид снизу.

26. Мост через р. Псёл в 1-1,5 часе хода от с. Могрица, трасса, вероятно, на с. Груновка и Бариловка.

27. Места для стоянки определяли методом тыка. Решили, что угрозы для жизни такой спуск не представляет.

28. Зато на берегу одичавших яблонь и сухих дров достаточно.

29. Пошли с места ночевки по дороге вдоль реки. Справа – посадки фруктовых деревьев.

30. Высоковольтная линия на левый берег р. Псёл. Подошли к ожидаемой высоковольтной линии через Псел к с. Бариловка. Но увиденное заставило нас задуматься.

31. На юго-запад-запад шла еще одна высоковольтная линия, не обозначенная на схеме ГШ, а на картах Гугла была обозначена широкой светло-зеленой полосой. Мы решили пройти вдоль неё, а потом углубиться в так называемый Битцевский ландшафтный заказник... Полоса заросла так, что по ней пришлось пробираться как в тайге и мы свернули направо в лес.

32. Битцевский ландшафтный заказник предполагался как лес, прикрывающий старицы. Но вместо симпатичных озерков мы видели либо совсем пересохшие, либо болотца, собирающиеся пересыхать. В лесу было много пересекающихся зарастающих дорог, вероятно, оставшихся после возведения высоковольтной линии. Мы старались держаться параллельно реке.

33. Битцевский ландшафтный заказник. После блуждания по заросшим старицам вышли на старую дорогу, которая потом пошло между лесом и лугом.

34. Бивуак на берегу р. Псёл в 0,5 час. от с. Битица. Потом прошлись к полосе леса слева и там, двигаясь на запад вышли на трассу, проходящую через с. Битица.

35. Утро на р. Псёл вблизи с. Битица. Здесь красивые рассветы, но место не очень популярное для купания. К нему нужно уметь подъехать и нет пляжа как такового. Разве что порыбачить можно.

36. А спуски к реке здесь высокие, не для маленьких детей. До с. Курган река подпружена и обрывиста с обеих сторон, почти нет плоского берега. Спуск к реке с места ночевки.

37. Коневодческая ферма в с. Битица. Туда, говорят, устраиваются экскурсии.

38. Из Битицы идет трасса на с. Великую Чернетчин, по добротному мосту через р. Псёл. Она вывела на главную улицу села, где нас поджидал автобус. Недолго думая, поехали в Сумы.

39. Из Сум приехали в с. Низы (см. Википедию). Церковь на центральной площади. Слева за деревьями парк и музей им. П. И. Чайковского.

40. Музей, куда мы не попали, и памятник П. И. Чайковскому.

41. Псел славится обносами. ГРЭС вблизи пос. Низы уж точно нужно обносить

42. Пошли вдоль р. Псел и опять нашли методом радиальных выходов место для бивуака в 1,5-2 км от пос. Низы. Здесь можно разместить целый лагерь.

43. А спуск в воду в месте ночевки, как часто бывало на этом участке реки – по ступенькам.

44. Р. Псел в 1,5-2 км от пос. Низы. Оба берега заросшие, кроме нескольких мест для бивуаков.

45. Идя вдоль лесной полосы вдоль реки, оставляя справа поля кукурузы, вышли к дачному поселку в 2-3 км от пос. Низы. На карте, разумеется, его не было.

46. Дойдя до его окраины, встретили местного жителя, который указал переход через приток р. Псел от дачного поселка. и выход на грунтовку вдоль полей.

47. Окраины с. Шпилёвка. Вид с юга. Так как поля кукурудзы справа были непроходимы, то пришлось сделать переход через поля и луга слегка назад. Дойдя до улицы, прошли направо в сторону района, называемого Харьковщиной.

48. С этой улицы был поворот налево и подъем в сторону ретрансляционной вышки .

49. Здесь большое пространство на холмах было безлесным. И открывался кругозор «Шпилевская Швейцария». Вид на юго-восток.

50. «Шпилевская Швейцария». Вид на юго-запад.

51. Из Шпилевки пошли вдоль леса. Дошли до развилки дорог. Одна сворачивала резко на луг, мы пошли по другой по лесу и пришли к лесничеству, возле которого был пруд, оформленный для корпоративов.

52. Дорога вывела на луга. Вдоль реки рос сосново-березовый лес. Перед Ворожбой излучина реки на запад. Здесь много мест для стоянок.

53. Утро на р. Псёл перед с. Ворожба. Ниже расположилась компания бодрых рыбаков-пенсионеров, которая утром тихо оживляла пейзаж. Вместо юга они каждый год проводят здесь.

54. Спасо-Преображенская церковь в с. Ворожба. От этой церкви выходишь на центральную улицу с базаром и магазинами. Через метров двести проходит дорога на Межирич.

55. Дорога ведет по полям и далее углубляется в сосновый лес. Здесь мы присели, предвкушая, как мы будем «маршировать» в Межирич.

56. Однако нас ожидали пески, которые не покидали нас до Шелиховского озера. Асфальт был только на трассе на Лебедин.

57. Лесничества здесь умиляют. На нашем пути не попалось ни одной халупы. А здесь уж совсем аккуратно и нарядно.

58. Восточная часть с. Межирич вблизи школы. Центр села....

59. Пруд в с. Межирич. Двигались по правому берегу по ходу.

60. С. Межирич. Обход пруда по улице. Далее нужно ориентироваться по компасу, чтобы не выйти на дорогу, ведущую на север и не попасть в ту часть села, из которой люди ушли, и в которой только один дом оказался заселенным, и то на лето.

61. Шелиховское озеро с юга. Это настоящее озеро ледникового происхождения (см. Интернет). Вода серовато-зеленоватая и холоднее, чем в прудах.

62. Шелиховское озеро с юга. Беседка с обзором

63. Шелиховское озеро. Место для корпоративов и бивуаков на западном берегу.

64. Шелиховское озеро. Родник на северном берегу.

65. От места стоянки шла дорога к Михайловке. В 0,5 час. хода от озера

66. Обрывы рядом с дорогой от Шелиховского озера к с. Межирич

67. Восточная часть с. Межирич. Местные сказали, что выходить на луг не имеет смысла, потому что там сеть каналов (берега Псела кое-где болотистые и, если написано, что это гидрологический заказник, читай болотца, здесь была сеть просто осушительных каналов).

68. Дорога от с. Межирич к с. Михайловка. Наконец, прошли длиннющее село, сошли с асфальта и углубились в лес.

69. Колодец на дороге.

70. Дорога из леса вывела в коттеджный поселок рядом с селом Михайловка.

71. Село было расположено под лесом мы же вышли на луговые дороги вдоль реки. Интересно было бы пройтись по холмам, там есть выходы песчаника.

72. Некоторые участки лугов распаханы, пришлось обходить.

73. Стали на ночлег рядом с с. Курган. Справа терраса, которая достаточно далеко отошла от холмов.

74. Ура! Плоское песчаное дно. Снимать, правда, нечего.

75. с. Курган, мост в сторону Лебедина. По обе стороны флотилии гусей и уток.

76. Здесь Псел резко изменился: нет высоких берегов и отмелей.

77. Пошли на Лебедин. На курганы сходить не успели. Если хочется пройти через лес, то, вероятно, нужно переходить ручей справа и искать там дорогу. Мы прошли по лугу в лес, а в итоге вышли на трассу на Лебедин.

78. Парк в Лебедине. Мемориал славы «Лебединая песня»

79. От мемориала идет улица на юг-юго-восток мимо школы, больницы и сквера боевой славы. Далее, она поворачивает на восток, пересекает мост через р. Ольшанку и приводит в центр Лебедина, где находятся супермаркет АТБ, Универмаг и автовокзал.

80. Свято-Николаевская церковь недалеко от вокзала.

81. Автовокзал в Лебедине, на стенах граффити.

82. Тростянец. Станция Смородино.