Жемчужины Ликийской тропы. Турция 2018. Осень.

Говорят, что Ликийская тропа – замечательное место не только для треккинга, но и для отдыха. Вот мы этой осенью и выяснили это. Подтверждаю. Не врут люди.

Харьковский аэропорт

Традиционное фото в аэропорту Харькова. Всегда приятно осознавать, что через несколько часов полета вы окажетесь в другом, экзотическом месте.

Стамбул

Мы прилетели в Турцию. Утром достаточно холодно в Стамбуле.

Турецкий чай

Первые чашечки традиционного турецкого чая на автостанции Фетхие.

Вечерний вид пляжа Олюдениза. Очень красивое место. С высоты вершины горы Баба-Даг (почти 2000 метров) это фантастическое зрелище.

Парапланеризм

Несколько наиболее крупных клубов парапланеристов разбили свои лагеря на набережной и сплошным потоком устроила полеты. В небе одновременно находились до сорока парапланов. Приземлившись, пилоты укладывали свои крылья, садились в автобус и опять отправлялись на вершину горы, где оборудована взлетная площадка.

Айран

Первая бутылка айрана и экмек в этой поездке. Излюбленное лакомство на ужин.

Средиземное море

А Лену хлебом не корми, дай только в море покупаться.

Не успели мы прийти на пляж Олюдениза, как меня окликнули. Оказывается группа из Украины отдыхала тут же после завершения похода. Меня узнали и предложили разместиться рядом с их лагерем. Поделились кипятком и свежими новостями.

пляж олюдениз

Чистоту на пляже поддерживают таким вот нетрадиционным способом, используя в качестве мусорных баков палатки.

Непоседа

Не раз в Турции встречал запрещающие и предупреждающие знаки, но такого еще не видел. Они действительно приходят ночами и "тырят" еду из лагерей.

Ставить палатки на пляже запрещено. Есть специальные таблички. Но на пляже собралась большая компания парапланеристов и плевать они хотели на знаки. Каждое утро приезжает полицейская машина и из "матюгальника" требует убрать палатки. Через пять минут они уезжают, все расслабляются и палатки остаются на месте.

Гора Баба Даг известный центр парапланеризма. Как раз в эти дни там проходил фестиваль. Множество крылатых бороздили небо над пляжем, а набережная использовалась как посадочная полоса.

На заднем плане как раз можно увидеть процесс посадки парапланеристов в автобус, чтобы опять взмыть в небо.

Кругом царит радость и веселье. Некоторые пилоты удостаиваются аплодисментов после особо эффектных воздушных трюков.

Долина бабочек. С этой стороны нам впервые удалось взглянуть на неё. Вид с обзорной площадки у дороги ведущей от Олюдениза к Кабаку.

Место бивуака на пляже в Кабаке. В левом углу пляжа есть место, где можно поставить лагерь. Площадка маленькая, но с хорошим видом.

На пляже можно ночевать в спальных мешках не устанавливая палаток. Этим активно пользуются растаманы и устраивают лежбище прямо на песке.

костер

Мы перешли на территорию одного из кемпингов и стояли там бесплатно. В этот период года жечь костры запрещается. Очень большая опасность возгорания леса. У нас же не было выбора. Мы не успели купить газ и готовили ужин на костре.

Рано утром нас разбудили петухи. Один из них был настолько неосторожен, что пожаловал к нам на завтрак. Только по счастливой случайности он не попал в суп.

Общий вид пляжа в Кабаке. Это место свободно от больших отелей, но усыпано маленькими кемпингами. Излюбленное место для тусовки турецких растаманов и бичей. Один из таких обкуренных индивидов прицепился к нам с требование убрать палатку. Оказывается ставить палатки во время сезона (апрель-октябрь) на пляже нельзя. Только в кемпинге. После долгих качелей и обращений к жандармам нам таки пришлось переехать в другое место.

Виды с Ликийской тропы от Кабака к Райскому пляжу (Paradise Beach). Внизу раскинулся пляж Kabak Koyu.

В Кабаке к нам примкнули ребята, которые тоже путешествуют по тропе. Мы не смогли пройти мимо видовой площадки и начали фотографироваться.

ликийская тропа

Глаз радуют раскинувшиеся внизу просторы Средиземного моря и скалистые берега южного берега Турции.

Ну как не сфотографироваться на фоне такой красоты?

А это я встретил "старого знакомого". Подомной пляж, который полтора года назад я с группой преодолевал часов 5-6. Всего 1000 метров, но очень сложно проходится.

Уже появилась заветная бухта с райским пляжем. Нам туда.

Paradise Beach оправдывает свое название. Маленький, уютный, песчаный пляж, где довольно мало людей. Не много их сюда заходит, так как маркированная (бело-красная) Ликийская тропа уходит в сторону, минуя его. Если идти от Кабака в сторону Анталии, то надо идти по желто-красной тропе.

Прекрасный закат солнца прямо в море. Райское наслаждение.

Мы не смогли не отметить наш приход в это чудесное место.

На рейде в бухте стоит маленький рыбатский ботик, к которому хозяин добирается на этой байдарке. Там есть весло и в принципе можно договориться побороздить просторы на ней. А можно и не договариваясь.

Венера, ой Лена, выходящая из морской пучины в пене морской.

Наш лагерь на небольшой, но уютной поляне над пляжем. Оттуда прекрасные виды.

Сверху на палатки с елей капает вот ЭТО!!! Когда я увидел эти капли, то подумал, что тент палатки испорчен. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это сироп. Очень сладкий и вкусный. Эмрах назвал это мёдом. До настоящего меда он конечно не дотягивает, но очень вкуско. Я ходил и облизывал свою палатку как большой чупачупс.

Чуть выше нашей стоянки находиться Gennet kamp. Эта дорога ведет к нему.

Я уже писал об этом кэмпе полтора года назад. Очень он нас тогда выручил. В этот раз тут были хозяева.

Еще в прошлый раз я восхитился этим местом как очень удачным для проведения скалолазного или альпинистского выезда, а так же качественного отдыха.

На территории имеются душ, цивильный туалет, беседки для посиделок, удобные стоянки и электричество. Единственно чего нет из благ цивилизации, так это стационарного wi-fi. Хотя мобильный интернет вполне себе работает.

Хозяева кемпинга пригласили посмотреть на их пещерный дом.

На диванах, возлежа на подушках, мы ждали пока нам подадут завтрак.

Эмрах учил нас правильно кушать турецкие блюда. Как правильно смешивать специи и джемы. Выходило очень не дурно.

Вырвавшаяся на свободу ослица пришла проверить, что мы кушаем. Поняв, что делиться с ней мы не собираемся она утратила к нам интерес и пошла валяться в пыли и орать от радости. Пока мы завтракали хозяева кемпинга увидели на склонах гор дикого барана и потирая руки пригласили нас вечером на шашлык.

Баран был таки убит. На этой не хитрой печке жарился турецкий шашлык. Это совсем не то к чему привыкли мы. Кость с сухожилиями и чуть-чуть мяса. Я хотел сфоткаться с головой барана, но мне сказали, что охота не законна и улики сразу выкинули. И вообще это не баран, а филе из магазина.

Охотники во всех странах одинаковые. Сам герой скромно стоял в стороне, за то друзья взахлеб рассказывали все подробности охоты. Мясо тушенное, мясо жаренное, овощи, фрукты и много-много чая.

Утреннее море в бухте очень спокойное. Почти как зеркало.

Утро ознаменовалось новым блюдом: каша гречневая с мясной подливой посыпанная зернами граната. Я не ел, но Лене понравилось.

Проходящая мимо группа оставила нам вот такого красавца. Я уже рассказывал о собаках Ликийской тропы. К сожалению участь этого пса оказалась незавидной. Уже вечером местные фермеры опознали его как убийцу ягненка, схватили и поволокли к хозяину (у него был хозяин в Кабаке) на разборки. Не знаю его дальнейшую судьбу, но ничего хорошего его не ждет, если он действительно загрыз ягненка.

По пути от Paradise Beach к селу с нескромным названием Gey встретились развалины древней христианской церкви и чудесные виды.

От разрушенной церкви к селу Gey ведет две тропы. Одна божеская, а вторая безумная. В прошлом году мы шли по безумной. Набор тот же, но очень круто получалось. В этот раз пошли по старинной тропе. Сразу видно, что её древние ликийцы специально сделали, чтобы не было так мучительно тяжело подниматься 700 метров.

На пути подъема имеется всего два колодца. Оба вверху. Первый имеет воду, но я бы ее не пил. Колодец наполняется талой и дождевой водой. Зато очень удобная площадка для созерцания красот.

Второй колодец находиться уже непосредственно на плато. Это старинная постройка и вода там чистая. Вход заграможден, чтобы домашние животные не попали туда и не утонули.

Ведра для набора воды нет. Приспособили котелок вместо ведра и устроили умывание. Так приятно смыть с себя пот и освежиться.

На плато встретили черепаху. Хоть она и не морская, но шедшие со мной турки есть её мне не разрешили. Да я и не голодный был.

Еще 4 километра по плато и мы входим в село, собрав по пути знатный урожай грибов.

Я специально провел группу через все село, чтобы вывести её на красивую видовую площадку. Там не очень ровно и немного каменисто, но открывающиеся виды того стоят.

Черепашки атакуют. Так и прут на место которое мы заприметили для бивуака. А я все еще не голоден(((

Разместились мы на террасах недалеко от отеля " Light House". Оттуда открываются замечательные виды на море, горы и береговую линию. Утро пугало дождевыми тучами надвигающимися из-за гор. Надо было быстро готовить завтрак и сворачивать лагерь.

Кто-то ездит в Тибет за вдохновением, кто-то в Индию. Для меня же это место с видом "на миллион долларов" очень заряжает позитивными эмоциями. Объяснить сложно. Надо видеть.

На завтрак жаренные грибы, которые мы насобирали вчера вечером. Это были маслята.

Дождь надвигается медленно, но уверенно. Завтрак мы успели приготовить, а вот кушать пришлось уже в палатке под барабанную дробь дождя с градом. В конце альбома есть видео дождя со шквалом.

Вот такой град испытывал наши палатки на прочность. Барабанил с такой силой, что иногда казалось, что тент палатки вот-вот порвется. В конце альбома есть видео, где видно как барабанит дождь по палатке.

Плохая погода, отставание во времени да и просто логика нашего путешествия позволила нам воспользоваться гостепреимством местных жителей и добраться от села Gey до Patara Green Park. Спасибо Эмраху, который организовал эту поездку.

Останавливаться в самом кемпенге Patara Green Park мы не стали. Перейдя реку по мосту мы разместились на шикарных площадках, откуда был потрясающий вид на песчаный пляж. Много разных событий происходит на нем. Утром и вечером на пляж приезжают люди встречать и провожать солнце. Рабочие высаживают пальмы, убирают мусор. Рыбаки тянут сети и ловят рыбу.

Patara Beach - это уникальное место. Этот пляж не является частью Ликийской тропы и многие туристы обходят его стороной. Но я очень люблю это место, потому что это 10 км. песка, воды и ветра. Мало того, ровно в середине этого пляжа в море впадает река. Она хоть и не очень широкая, но глубокая и с быстрым течением. Удобней всего переходить реку в устье, где море встречается с рекой. В этом месте есть наносы песка, которые позволяют перейти её в брод.

Между местом нашей стоянки и пляжем протекает река. При купании в ней проверить что происходит пришел местный житель - краб. Он проявил живой интерес к женским ногам. Наверное мужик.

Ему было настолько любопытно, что он даже вылез из воды, чтобы посмотреть кто же еще пришел с этими женскими ножками. Увидев что они под надежной охраной ушел восвояси.

А эти турецкие рыбаки еще утром поставили сети, чтобы вечером вытянуть их со скудным уловом. Всего полтора десятка среднего размера рыбешек на четверых.

Утро следующего дня выдалось выдалось хоть и ясным, но весьма ветреным и море штормило. Ночью прошел дождь и этим очень облегчил нам путь по пескам, но большие волны несли реальную угрозу при переправе через реку.

Жаль было уходить с такого замечательного места. Но нас ждал впереди брод, пустыня и развалины древней Патары.

Погода довольно быстро менялась. В горах выпал снег и оттуда задул холодный ветер. Свинцовые тучи стали затягивать небо и это дало нам возможность наслаждаться красками пустыни.

Ветровая эрозия буквально на глазах меняла облик пустынных пляжей. Обнажились разные, разноцветные слои песка. Было интересно наблюдать, как появляются микро барханы и дюны, как они перемещаются.

Холодный ветер был настолько силен, что песчинками так бил по ногам, что возникало ощущение будь-то тысячи иголок вонзались в ноги, руки, шею. Мы вынуждены были переодеться, защититься. Нам повезло, что ветер дул в спину и не забивал песком глаза, нос и рот. В конце альбома есть видео где видно, как ветер носит песок.

Мы добрались до древнего города Патара и сразу стали делать постановочные фоточки. Ну а как без этого? Общественный амфитеатр. Здесь могло разместиться до 30 тыс. зрителей.

А это я на фоне здания облгосадминистрации древней Ликии.

Древняя администрация имеет вид маленького амфитеатра с царской ложей в самом центре. Мы не смогли пройти мимо и не примерять на себя роль царей. Вроде неплохо получается.

Центральная улица Патары.

Закаты в том месте весьма впечатляют.

Чтобы спрятаться от ветра на ночь мы нашли убежище между большой дюной и стеной скал главного холма древнего города. Дюна надежно защитила нас от ветра.

На этой фотографии видна заснеженная вершина. Это вчерашний снег. Высота более 3000 метров. На высоте 2700 снега еще нет. 25 октября.

Дюны на пляже высотой до 10 метров.

Общий вид дюн пляжа Патары.

У древнего города Патары находится цивилизованный пляж, бар, туалеты и душ. Там же автобусная остановка, где можно сесть на автобус и доехать до Каша. Это наше следующее место для посещения.

А это ребята, которые путешествовали с нами от Кабака до Калкана. Настя из Новосибирска и Эмрах из Трабзона.

Вот и Каш. Это уникальный город стоящий на Ликийской тропе. В чем же его уникальность? Всегов двух километрах от берега располагается остров принадлежащий Греции. Всего за 35$ можно с утра отправиться в Европейское государство попить кофе, погулять и к вечеру вернуться в Турцию. Сам Каш очень уютен с большим количеством туристов из Великобритании, Германии и арабских стран. Русскоязычных отдыхающих там довольно мало.

Я уже писал ранее, что Каш невероятно красив со всех ракурсов. И с высоты обзорной площадки "склепной" горы в центре города, где мы разместили свою палатку, и невероятно красив вечером с высоты плато нависающим над городом. Об этой красоте я писал во время моего второго путешествия по Ликийской тропе. Вот ссылка на описание и фотографии:https://www.facebook.com/groups/292915601160527/permalink/379666462485440

В Каше располагается несколько крупных и интересных гробниц. В одной из них я даже ночевал год назад. В этот раз ограничились просто осмотром и пошли дальше на вершину устанавливать палатку.

Лене, как историку по образованию, очень интересно было прикоснуться к тысячелетним артефактам, вспомнить древнегреческий и прочитать мне лекцию по Ликийской культуре.

После Каша, чтобы не терять времени, мы переехали в район Андриака. Очень хотелось посмотреть музей, который я проигнорировал в прошлом походе и зайти в гости к Фишмену. На фото развалены древней церкви. Там много развалин разного периода от римских бань до синагоги.

Подземная цистерна для сбора дождевой воды. Что-то подобное есть в Стамбуле, только немного крупнее. Проход в цистерну был закрыт, но нам-то можно;)

Брама ведущая на центральную площадь города Андриака. Там располагается два колодцы, чтобы черпать воду из подземной цистерны.

Портовый кран. Город был важнейшим портом данной долины. Мощные портовые сооружения, удобная гавань и множество товаров из плодородной долины делали это место весьма многолюдным и богатым.

Поражает искусство древних мастеров умевших из безжизненного камня высекать такие шедевры.

Остатки портовых сооружений. Когда-то вода подходила прямо к ним, но после крупного землетрясения прошел сель, похоронивший не только бухту, но и церковь Санта Клауса. Да, да! Совсем недалеко от того места жил и творил чудеса прообраз нашего Дедушки Мороза.

Очень нравится мне гулять по таким местам во время, когда заканчивается туристский сезон. Никого нет. Только ты одиноко бродишь между древностями. Складывается впечатление, что это все только для тебя.

В музеи есть реконструкция 18-ти метрового судна, на котором древние моряки перевозили товары. Ступивший на его борт понимаешь, что наши пращуры были не робкого десятка.

В трюмах кораблей перевозили зерно, вино и прочие сыпучие продукты в глиняных амфорах. Так себе реконструкция. Если честно, то не впечатлила.

В самом музеи есть несколько впечатляющих экспозиций. Но вот почему-то христианские иконы у них совсем не древние. Начало 20-го века.

За то знаки иудеев довольно древние. Я ведь уже говорил, что на территории города располагалась и синагога в том числе.

Не смог пройти мимо выставки настоящих мужиков. Пришлось попозировать.

На территории музея очень уютно. Есть кафешка, магазин сувениров, цивилизованный туалет и радушные сотрудники, которые второй уже раз угостили нас чаем совершенно бесплатно. Кроме того там обитают и животные. Семейство котиков с котятами облюбовали наши рюкзаки, пока мы осматривали музей. А после осмотра музея мы покормили мороженкой музейную собаку.

Один из объектов арт-дизайна на стоянке Фишмена. Это, можно сказать, культовое место на Ликийской тропе. Тропа проходит прямо через личный рай отдельно взятого человека.

В этом месте можно остановиться и отдохнуть. Гостеприимный хозяин предлагает выпить чай или кофе. Охотно общается с путешественниками.

Можно расслабиться в гамаке, насладиться видами большого пляжа в тени огромной сосны.

Пляж довольно большой, песчаный. На этом пляже гуляют много, не только туристов, но и просто отдыхающих турков приехавших приятно провести выходные.

Ночами на этот пляж нередко вылазят морские черепахи. Обычно это происходит с 2-х до 4-х ночи. Однако бывают случаи, когда они задерживаются и тогда ранние посетители пляжа имеют возможность видеть их воочию. Мы сами были свидетелями, как компания мальчишек увидев черепаху на пляже сначала поиграла с ней, а затем оттащили ее в море, чтобы она имела возможность уплыть.

На краю пляжа располагается морена, где стоят десятки прогулочных кораблей. Туда из отелей подвозят на автобусах туристов, как правило русских. Они грузятся на корабли и отправляются любоваться береговой линией.

Рядом с домом Фишмана, через реку, располагается козья ферма. Каждый день большое стадо коз проходит мимо, а огромный сторожевой пес переходит мост и проверяет стоянку. Было уже несколько случаев, когда он убивал случайных собак забредших на его территорию.

Это ночные посиделки с Фишменом. Он живо интересовался где мы путешествовали и куда собираемся, давал рекомендации. Утром Фишмен собирался на рыбалку и пригласил меня присоединиться. Потом мы сбросили в кучу продукты и приготовили шикарный ужин. Ночевать старик пригласил нас в дом. Мы воспользовались его приглашением и переночевали у него в доме.

Рано утром я с Фишменом прыгнули в лодку и отправились в глубь реки проверять сети, которые он поставил днем ранее. Нас пришли провожать коты живущие с Фишменом. Всего из пять штук и они прекрасно понимают, что начинается рыбалка, а значит возможно их угостят рыбой.

Ранним утром очень красиво на пляже. Это место впадения реки в море. В это утро из моря в реку вплыла большая морская черепаха.

Вечером, на праздничном ужине, мы готовили свежепойманого морского угря. Нам повезло попасть на государственный праздник: "День образования современной Турции". Собралась большая компания друзей Фишмена. Интересные ребята.

Это Ахмет - племянник Фишмена. Он путешествовал автостопом по нашей стране и объездил всю Украину. Был даже в Харькове. Кроме него был Али, который три года прожил в Новосибирске и был на майдане в Киеве в 14-м году.

Ночью устроили дискотеку на пляже. Долго нам не удалось с ними потусить, так как у нас был рано утром самолет домой.

Последний наш бивуак в этом путешествии. Как бы не была хороша Турция, но надо ехать домой. Остались еще несколько интересных мест, которые надо посетить на тропе. Но это будет уже в следующий раз.

Как приятно после путешествия сесть в автобус, который везет тебя домой. Только путешественники знают это.